Авиация [39] |
Космонавтика [9] |
[06.05.2013] | Мэры и губернаторы » |
• «Город - инфраструктура» переехал на новый адрес: mega-misto.com.ua |
[12.10.2012] | Мэры и губернаторы » |
• Голова РДА, якого зловили на хабарі, повернеться до роботи |
[12.10.2012] | Мэры и губернаторы » |
• Мэр Алушты сменил больного заместителя на блондинку из Симферополя (ФОТО) |
[12.10.2012] | Мэры и губернаторы » |
• Мэр Керчи назвал своих горожан «дебилами» и «выродками» |
[04.10.2012] | Теплоэнергетика » |
• Симферопольские коммунальщики обокрали державу почти на миллион гривен |
[04.10.2012] | Теплоэнергетика » |
• Підготовка до опалювального сезону: Посадовець КП «Червоноградтеплокомуненерго» вкрала 1,5 млн грн |
[04.10.2012] | Мэры и губернаторы » |
• В Ужгороде взят под стражу заместитель городского головы Виталий Семаль |
[03.10.2012] | Теплоэнергетика » |
• В Феодосии остановлены практически все городские котельные |
[01.10.2012] | Водоканалы » |
• В Степногорске 5 тысяч человек остались без воды |
[27.09.2012] | Авиация » |
• В аэропорту "Борисполь" продолжают воровать багаж: за минувшие полгода уволили 170 грузчиков |
[26.09.2012] | Мэры и губернаторы » |
• Севастопольский чиновник был задержан в момент получения взятки |
[26.09.2012] | Местное самоуправление » |
• Главный архитектор Нежина задержан за взятку |
Главная » Статьи » Авиация и космонавтика » Космонавтика |
А.П. Завалишин, ветеран космодрома Байконур Пятьдесят лет отделяют нас от крупнейшей в мире катастрофы на ракетной технике. Испытания новой ракетной техники, которая таит в себе необузданную, разрушительную мощь, всегда связаны с риском для жизни испытателей. Они подчас связаны с большими человеческими жертвами. Все, кто хоть раз послужил на Байконуре, никогда не забудут о тех потерях, которые понес космодром в трагический день 24 октября 1960 года. Причины трагедии волнуют нас до сих пор, так как испытания ракетно-космической техники на космодроме продолжаются и нельзя допустить повторения столь тяжелой аварии... ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ МБР ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Р-16 В начале 60-х годов на вооружении РВСН уже были первые межконтинентальные ракеты, испытанные на Байконуре. Интересы повышения обороноспособности нашей Родины требовали создания межконтинентальных ракет нового поколения - на высококипящих компонентах ракетного топлива. Созданная в Советском Союзе первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 имела сложную и дорогостоящую стартовую систему. Использование в качестве окислителя жидкого кислорода и применение радиотехнической системы управления представляли определенные неудобства в эксплуатации комплекса. Кроме того, ракета Р-7 на наземных стартах была уязвима даже для простого стрелкового оружия, не говоря уже о поражающих факторах ядерного оружия. С целью устранения основных недостатков, выявленных в ходе эксплуатации первых комплексов межконтинентальных ракет, аппаратом Начальника реактивного вооружения были разработаны предложения по созданию нового комплекса. Главное внимание обращалось на обеспечение массовости применения, максимальное сокращение времени подготовки ракеты к пуску, упрощение эксплуатации комплекса, а также сокращение веса заправленных ракет. На основе этих предложений 13 мая 1959 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке межконтинентального ракетного комплекса второго поколения Р-16 на высококипящем окислителе. РАЗРАБОТЧИКИ, ИЗГОТОВИТЕЛИ И ЗАКАЗЧИКИ В конце 1956 года правительство СССР разрешил ОКБ-586 разработку первого проекта ракеты Р-16. В предэскизном проекте, выпущенном 8 февраля 1957 году была исполнена двухступенчатой с последовательным разделением ступеней с двигателями главного конструктора Д.Д. Севрюка (НИИ-88). Стартовая масса Р-16 составляла 135 тонн. Уже в ноябре 1957 года ОКБ-586 разработало проект ракеты Р-16,стартовый вес которой был поднят до 150 тонн. В связи с резкой критикой проекта со стороны авторитетов ракетной техники в феврале 1958 года эскизный проект ракеты Р-16 изучали специальная экспертная, созданная правительством. Возглавлял комиссию известный ученный в области механики М.В.Келдыш. Основными оппонентами проекта были В.П.Мишин и К.Д.Бушуев – заместители главного конструктора С.П.Королева. Отстаивали технические решения сотрудники ОКБ-586: В.С.Будник, В.М.Ковтуненко, М.Ф.Герасюта, М.Б.Двинен, Е.М.Кашанов, Ю.А.Сметанин. Несмотря на выявленные в проекте недоделки, комиссия пришла к выводу о возможности создания ракеты Р-16 с заявленными характеристиками. 28 августа 1958 года проект днепропетровской ракеты Р-16 был утвержден правительством. Министерство обороны выдали уточненные характеристики. Обострение международной обстановки вынудило правительство страны ожидать сокращение сроков разработки ракеты Р-16. Постановлением правительства от 15.05.59 года выход на летные испытания был перенесен на более ранний срок – на конец 1960 год, а серийное изготовление ракеты предлагалось начать в 1962 году. Этим же постановлением ОКБ-586 и Государственный завод №586 освобождались от ряда экспериментально-конструкторских разработок с одновременной передачей части серийного заказа ракет 8К63 и 8К65 на другие заводы. Огневые испытания первой и второй ступеней прошли в г. Загорске в августе успешно и ракета Р-16 была допущена до летных испытаний. Это случилось на год раньше до намеченного правительством срока. Головным разработчиком ракетного комплекса Р-16 (8П064) было конструкторское бюро ОКБ - 586, возглавляемое Главным конструктором М.К.Янгелем. Для разработки двигателей было привлечено ОКБ - 456, возглавляемое В.П.Глушко. Разработка системы управления была поручена конструкторским бюро под руководством Главных конструкторов В.И. Кузнецова, Б.М. Коноплёва и В.Г. Сергеева. Разработчиками наземной и шахтной стартовых позиций были подразделения конструкторских бюро, возглавляемых В.И. Капустинским и Е.Г. Рудяком. Большой объем работ был возложен также на 4-й НИИ МО. Изготовитель ракеты Р-16 – Государственный союзный завод №586 (директор Л.В. Смирнов, районный инженер Б.А.Комиссаров). Согласно тактико-техническим требованиям Министерства
обороны ракета Р-16 была разработана в двухступенчатом варианте с
последовательным расположением ступеней и автономной системой управления. Длина
ракеты составляла ПОЛИГОН НИИП-5 МО Работы по строительству боевого ракетного комплекса на площадках № 41 и № 42 начались осенью 1959 года и велись днем и ночью. Испытатели, представители промышленности и военные строители трудились с величайшим напряжением сил и с полным сознанием ответственности за порученное дело. К октябрю 1960 года работы по строительству ТП и CK, а также по созданию ракеты и наземного оборудования были завершены. Для проведения испытаний ракеты Р-16 18 марта 1960 года из Приморского края на полигон прибыл инженерный полк резерва Верховного Главнокомандования (с 28 июня 1960 года полк переведен на штат ракетного полка для испытаний ракеты Р-16, командир полка полковник A.A.Кабанов) и сформировано 2-е управление НИИП 5МО (начальник управления инженер-подполковник P.M. Григорьянц). На площадке № 41 были возведены: левый старт (сооружение № 2) с подвижными средствами заправки, а также правый старт (сооружение № 1) с заглубленными хранилищами для топлива и вспомогательного оборудования. В течение лета 1960 года офицеры управления и ОИИЧ обучались в ряде конструкторских бюро на заводах промышленности. Летные испытания Р-16 начаты в октябре 1960 года под руководством Государственной комиссии, которую возглавлял Главком РВСН Главный маршал артиллерии М.И. Неделин и проводились в два этапа: на первом этапе испытывался наземный вариант ракеты, на втором этапе наземно-шахтный вариант с унифицированной ракетой Р-16У. Для летных испытаний было выделено 28 ракет, из них: ракет Р-16 - 18 ракет и Р-16У - 10 ракет. Первое заседание Госкомиссии состоялось 31 августа 1960 года. Первая летная ракета Р-16 (№ ЛД1-ЗТ) прибыла в МИК площадки № 42 26 сентября 1960 года. Здесь была проведена ее горизонтальная подготовка, в процессе которой были выявлены отдельные недостатки в аппаратуре системы управления. Необходимо отметить, что автономные проверки бортовых систем и механизмов первой ракеты Р-16 на технической позиции шли с большим напряжением. Возникающие неисправности требовали длительных поисков их, устранения и повторных проверок. Все это приводило к необходимости проведения работ в ночное время и вызывало большую усталость боевых расчетов. В ходе работ на технической позиции недостатки были устранены. В 8:00 21 октября ракета была вывезена на стартовую позицию площадки № 41 (левый старт). Пуск первой ракеты Р-16 был назначен на вечернее время 23 октября 1960 года. Главные конструкторы КБ М.К.Янгеля и КБ Б.М.Коноплева прибыли на полигон к вывозу ракеты на старт в приподнятом настроении. Их оптимизм основывался на авторитете фирмы, заработанном на удачных испытаниях ракет Р-12, Р-14 и на показах ракетной техники Правительству СССР на ГЦП (Капустин ЯР). Они тогда на самом деле взяли Бога за бороду". 21 октября в 9:00 ракета Р-16 была доставлена на СП. Установка ракеты на пусковой стол производилась механизмами подъема установщика транспортной тележки. После придания ракете вертикального положения и ее закрепления на ПУ транспортная тележка опускалась и убиралась со старта, а кольцевые площадки установщика переводились в рабочее положение. 23 октября завершены предстартовые испытания, которые прошли без замечаний. В этот же день ракета была заправлена компонентами топлива, и началась ее подготовка к пуску по утвержденной технологии. При этом было обнаружено капельное подтекание одного из компонентов, оно постоянно нейтрализовалось расчетом химслужбы. В процессе подготовки при подаче команд на подрыв пиромембран магистралей окислителя 2-ой ступени из-за конструктивных и производственных дефектов пульта подрыва, разработанного ОКБ-692 ГКРЭ, была выдана ложная команда и подорвались пиромембраны магистрали горючего 1-ой ступени. Затем самопроизвольно подорвались пиропатроны отсечных клапанов газогенератора 1-го блока маршевого двигателя 1-й ступени и вышел из строя главный распределитель А-120. Подготовка ракеты была остановлена... Всю ночь испытатели искали причины неисправностей и к утру 24 октября установили, что неверное исполнение команды по подрыву пиромембран и самопроизвольное срабатывание пиропатронов газогенератора произошло из-за конструктивных и производственных дефектов пульта подрыва. Утром 24 октября по решению технического руководства отсечные клапаны газогенератора и прибор А-120 были заменены. Кроме того, было принято решение о подрыве мембран 2-й ступени не с дефектного пульта подрыва, а по автономным цепям от отдельных источников тока. 24 октября 1960 года Госкомиссией принято решение, подготовленное техническим руководством испытаний ракеты под руководством М.К.Янгеля, продолжить подготовку ракеты к пуску, допустив отступление от утвержденной технологии: переустановка шаговых моторов системы управления ракеты в исходное положение производилась при заполненной топливом пусковой системе двигателя и включенном бортовом электропитании. Находившийся в те дни на старте начальник полигона генерал-майор К.В. Герчик вспоминал, что попытки руководства полигона добиться прекращения испытаний, слива топлива и снятия ракеты с пускового стола были отклонены. Такой вариант оценивался как невыгодный, отступление назад, сказывалась спешка - впереди были ноябрьские праздники. К тому же, не была разработана технология слива компонентов топлива, без которой слив был невозможен. Кроме того, оказалось, что после слива топлива ракета станет непригодной к дальнейшему использованию. Испытатели Байконура и Председатель Госкомиссии оказались в западне. Государственная комиссия во главе с М.И. Неделиным при приближении времени пуска переехала на ИП-1Б, где для нее был построен наблюдательный пункт в виде деревянной веранды. Однако, когда была объявлена 30-минутная задержка, М.И. Неделин решил поехать на старт, чтобы разобраться, что там происходит. Вместе с ним поехала вся комиссия. М.И. Неделину поставили кресло вблизи ракеты у отбойной стенки, чуть далее поставили диван для членов госкомиссии. М.К. Янгель, генерал А.Г. Мрыкин и генерал А.А. Максимов сошли у КПП пл. 41, чтобы покурить. В это время объявили готовность 30 минут и началась переустановка шаговых моторов в исходное положение. Переустановку проводил сам Главный конструктор Коноплев с пульта в автобусе. Система управления не имела блокировок на случай таких аварийных работ, которые проводились теперь на старте. Но видимо в результате усталости все потеряли бдительность. До этого на борту изделия были прорваны разделительные мембраны магистралей окислителя и горючего маршевого и рулевого двигателя 2-ой ступени и по указанию технического руководства подключены задействованные на земле ампульные батареи обеих ступеней. В результате круглосуточных работ боевые расчеты очень устали. Но всем хотелось во что бы то ни стало пустить ракету. Тем более, что другого пути видимо не было: ракета не могла находиться в заправленном состоянии с прорванными мембранами более 1-2 суток, а инструкция по сливу компонентов топлива к тому времени не была разработана. КАТАСТРОФА НА ПОЛИГОНЕ 8 часов 45 минут во время переустановки программного
токораспределителя в исходное положение прошла команда на срабатывания
электрического пневмонического клапана ВО-8 наддува пусковых бачков произошел
запуск маршевого двигателя 2-й ступени, который своим факелом прожег днище бака
окислителя 1-ой ступени, а затем разрушился бак горючего 2-ой ступени, что привело
к мгновенному возгоранию большой массы соединившихся компонентов
самовозгорающегося топлива. Мощная волна огненного урагана обрушилась на
работающих людей, которыми буквально была облеплена ракета, расходясь
концентрическими кругами на расстояние 100- День был пасмурный, и блики пожара отражались в серых
облаках и были видны с площадки 10 в В дождливый день в присутствии правительственной комиссии
состоялись похороны испытателей в Солдатском парке города. Плакали родные и
близкие, плакали боевые товарищи, и сама природа скупыми казахстанскими каплями
дождя оплакивала погибших, исполнивших воинский долг до конца. Не все были
похоронены на Байконуре. Часть товарищей хоронили по местам их работы
(гражданских), часть родные увезли хоронить на родину. Безусловно, личный
состав и жители полигона и станции Тюра-Там знал, что произошло 24 октября ПРАВИТЕЛЬСТВЕНАЯ КОМИССИЯ 25 октября прилетела на полигон правительственная комиссия во главе с Председателем Верховного Совета СССР Л.И.Брежневым. Что же записано в документах комиссии под председательством Л.И. Брежнева, проводившей расследование причин катастрофы (члены Комиссии: Маршал Советского Союза А.А. Гречко, Д.Ф. Устинов, К.Н. Руднев, В.Д. Калмыков, И.Д. Сербии, А.М. Гуськов, Г.М. Табаков, Г.А Тюлин, в работе участвовали также ведущие специалисты от промышленности)? В «Техническое заключение комиссии по выяснению причин катастрофы с изделием 6К54 №ЛД1-3Т, происшедшей при подготовке ее к пуску в войсковой 11284 24 октября 1960 года. Л.И. Брежнева» указано: 1. «Причиной возникновения пожара на изделии явилось преждевременное срабатывание электропневмоклапана ВО-8 наддува пусковых бачков, вызванная командой программного токораспределителя при перестановке в нулевое (исходное) положение шаговых моторов в системе управления. Срабатывание ЭПК ВО-8 в свою очередь, привело к запуску маршевого двигателя II ступени.» (стр. 2. И далее там же стр.3, п.2). 2. "Непосредственной причиной катастрофы явился недостаток комплексной схемы системы управления, допускающей несвоевременное срабатывание ЭПК ВО-8, управляющего запуском маршевого двигателя II ступени при проведении предстартовой подготовки. Этот недостаток не был выявлен при проведении всех предшествующих испытаний.( стр.3, п.2)". 3. Аварийная комиссия сделала вывод, что руководители испытаний проявили излишнюю уверенность в безопасности работы всего комплекса изделия, вследствие чего отдельные решения были приняты ими поспешно и без должного анализа возможных последствий. При подготовке ракеты к пуску также имели место серьезные недостатки в организации работы и режиме. Председатель правительственной комиссии Л.И.Брежнев при проведении расследования заявил: "Наказывать никого не будем, все виновные уже наказаны". В целях ликвидации последствий катастрофы комиссией намечены следующие мероприятия: дополнительно проверить и провести стендовую отработку комплекса системы управления ракеты Р-16; пересмотреть и отработать порядок предстартовой подготовки и осуществления пуска ракет, ужесточить режим работы на стартовых площадках и усилить меры безопасности участников испытаний; повысить качество отработки и производства агрегатов и приборов в условиях КБ, в институтах и на заводах; в течение 10-15 дней восстановить поврежденную стартовую площадку и закончить строительство и оборудование второго старта, имея в виду в ноябре того же года начать лётные испытания ракеты Р-16; в связи с гибелью ряда ведущих специалистов, принять меры к укреплению квалифицированными кадрами полигона и организаций промышленности. ОФИЦИАЛЬНЫЙ СПИСОК ПОГИБШИХ И РАНЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПОГИБШИХ ПРИ ТРАГЕДИИ В БАЙКОНУРЕ 24 ОКТЯБРЯ 1960 ГОДА. Приводятся
официальные списки погибших (из рассекреченной особой папки ЦК), представленные
Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И.Брежневу ВРИО начальника
НИИП-5 МО СССР генерал-майором Ефименко Г.Е., исх. в/ч 11284 № 3386с от 28
октября Погибшие военнослужащие: Главный маршал артиллерии Неделин М.И., полковник Прокопов В.А. (4-е управление ГУРВО); военнослужащие полигона полковник Носов А.И., подполковники Азоркин А.Г., Григорьянц Р.М., Леонов В.Д., Осташёв Е.И., Сакунов А.В., подполковник Шмелев СИ., майор Махно В.В., майор Магнитский Б.И., капитаны Агей В.М., Иньков Г.А., Калабушкин Н.К., Кривошеий В.М., капитаны Родионов П.Е., Ковтуненко И.Н., старшие лейтенанты Гарасько Н.В., Диденко Л.Ф., Новиков Н.К., старшие лейтенанты Глушенко Э.Т., Зарайский И.И., Князев А.И., Кучин И.П., Мануленко В.А., Стекольников А.И., лейтенанты Купреев М.Т., Мироненко Э.Ф., Синявский В.М., техник-лейтенанты Брицын И.Г., Кречик А.Д., Лысенко М.П., Милоглядов В.К., Мочалин П.В., Неменков В.С, Свирин М.А., Каракулов Е.А., сержанты Полешко А.И., Уваров А.П., Юдин А.В., Козлов Е.П., Миронов Н.Н., Краевский Е.Г., младший сержант Королёв Е.П., ефрейторы Малышев А.А., Доржеев А.А., рядовые Пугаревич В.И., Гераськин В.Ф., Боровков В.Н., Шмаков Г.В., Макаров В.И., Стуков Г А., Худяков В.Д., Марков А.Л., Замский Л.М., Сизых В.И., Кобзарь В.И. Погибшие представители промышленности: Аля-Брудзинский Е.И.,
Орлинский В.В., Ерченко Л.П., Карайченцев В.Г., Берлин Л.А., Концевой В.А. (все
п/я К этому трагическому списку нужно добавить еще 2-х погибших солдат, найденных в степи за территорией старта уже после подачи списков в Москву. Всего погибли и умерли от ран 92 человека (из них 74 военнослужащих и 18 гражданских лиц). | |
Просмотров: 1229 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |