Авиация [39] |
Космонавтика [9] |
[06.05.2013] | Мэры и губернаторы » |
• «Город - инфраструктура» переехал на новый адрес: mega-misto.com.ua |
[12.10.2012] | Мэры и губернаторы » |
• Голова РДА, якого зловили на хабарі, повернеться до роботи |
[12.10.2012] | Мэры и губернаторы » |
• Мэр Алушты сменил больного заместителя на блондинку из Симферополя (ФОТО) |
[12.10.2012] | Мэры и губернаторы » |
• Мэр Керчи назвал своих горожан «дебилами» и «выродками» |
[04.10.2012] | Теплоэнергетика » |
• Симферопольские коммунальщики обокрали державу почти на миллион гривен |
[04.10.2012] | Теплоэнергетика » |
• Підготовка до опалювального сезону: Посадовець КП «Червоноградтеплокомуненерго» вкрала 1,5 млн грн |
[04.10.2012] | Мэры и губернаторы » |
• В Ужгороде взят под стражу заместитель городского головы Виталий Семаль |
[03.10.2012] | Теплоэнергетика » |
• В Феодосии остановлены практически все городские котельные |
[01.10.2012] | Водоканалы » |
• В Степногорске 5 тысяч человек остались без воды |
[27.09.2012] | Авиация » |
• В аэропорту "Борисполь" продолжают воровать багаж: за минувшие полгода уволили 170 грузчиков |
[26.09.2012] | Мэры и губернаторы » |
• Севастопольский чиновник был задержан в момент получения взятки |
[26.09.2012] | Местное самоуправление » |
• Главный архитектор Нежина задержан за взятку |
Главная » Статьи » Авиация и космонавтика » Космонавтика |
Геннадий Понамарев, заслуженный испытатель космической техники, полковник в отставке «Союз»- родом из лунного корабля Центральным ядром, собранного на орбите «лунного поезда» был корабль «Союз» , предназначенный для облета Луны. Это был пилотируемый корабль «7-К». И создавать его начали раньше, чем все составные части лунного комплекса, предназначенного для полета на Луну. Такой «лунный поезд» так и остался в чертежах из – за его чрезмерной сложности, а корабль «7-К» получил право на жизнь. Он имел бытовой комфортабельный (в условиях космического полета, разумеется, отсек), в передней части которого находилось стыковочное устройство, позднее в нем появится люк для шлюзования. В результате чего космонавты могли после стыковки с другим кораблем переходить в него не по открытому космосу, а через внутренний переход- люк-лаз. Время шло быстро,
довести до ума такой сложный проект было непросто, и это заняло бы много времени. А его и не было. 25 октября Челомей сумел-
таки «откусить» свой кусок лунного пирога в виде доставки своей тяжелой ракетой
«Протон», созданного на базе лунного
корабля «Союз - 7К» лунного корабля 11Ф 91 - «7 К Л –1». А американцы тем
временем уже идут впереди русских, запустив 4 декабря 15 декабря на орбиту США вывели второй корабль «Джемини – 6» с Уолтером Ширрой и Томасом Стаффордом. Эти два корабля продемонстрировали всему миру возможность встречи, и, следовательно, сближения и стыковки двух кораблей в космосе. Все это заставляло русских форсировать работы по созданию «Союза», а трудностей технического и организационного плана было столько, что хоть отбавляй. При проведении испытаний на заводе у первого корабля «Союз 7 К – ОК» (ОК - орбитальный корабль -Авт.) выявили 2123 замечания в работе систем и неточностей в технической документации. Пришлось проводить около 900 доработок, чтобы устранить выявленные недочеты в работе служебных систем корабля, что и заняло около месяца. На технической позиции полигона Тюра-Там при подготовке первого многоместного транспортного корабля «Союз» нам, военным испытателям совместно с представителями промышленности, удалось выявить еще более 300 замечаний по системам корабля и нестыковки рабочей документации с реальной работой систем корабля. Такое обилие
замечаний стало возможным только из – за отсутствия наземной отработки систем
транспортного корабля «Союз» на экспериментальных установках и стендах, в том
числе и по вине предприятий - смежников. Времени катастрофически не хватало, и
испытания решили довести до логического конца на полигоне Тюра-Там (с Я в этот период времени был откомандирован из 32 –й отдельной инженерно – испытательной части - ОИИЧ (площадка № 2) в 48-ю ОИИЧ (площадка № 3)1, где выполнял обязанности руководителя испытаний по бортовым телеметрическим системам пилотируемых (и автоматических) космических кораблей «Союз» от 32-й ОИИЧ. Так что знаком с этим сложившимся не от хорошей жизни положением лично, а не по рассказам других лиц. К тому же стартовая площадка № 1 выработала свой ресурс и была поставлена на капитальный ремонт. Поэтому пуски планировались провести с 31-й стартовой площадки. Однако, и на ней следовало еще провести доработки. В сентябре Этот достаточно продолжительный рассказ объясняет главное: ввиду нехватки времени и наращивающихся зримых успехов американской программы «Джемини», руководство ОКБ – 1 (в дальнейшем ЦКБЭМ) в лице заместителя главного конструктора Василия Мишина предложило исключить из программы летно – конструкторских испытаний первый одиночный отработочный пуск беспилотного корабля «Союз» с целью ликвидации отставания от американцев. Взамен этого, опираясь на опыт пуска одного за другим с одной и той же стартовой площадки двух кораблей «Восток-3» и «Восток-4», например, или же «Восток-5» и «Восток-6», предлагалось Государственной Комиссии разрешить пуск двух новых кораблей «Союз» с интервалом через сутки с одной и того же старта. В программу полета двух беспилотных транспортных многоместных кораблей сразу же заложили стыковку «Союзов» друг с другом буквально на первых витках полета. Госкомиссия
решила, что в первой пущенной паре «Союзов» будут отрабатываться работа всех
технологических систем, а вторую пару
«Союзов» уже использовать в пилотируемом варианте с экипажем на одном корабле в
три человека, а на втором- в полет пойдет только один космонавт. В период с сентября по декабрь Атмосфера спешки и нервозности витала в воздухе, специальные (читай- «испытательные) работы велись круглосуточно… месяцами.. и годами. Предыдущие, удачные полеты «Востоков» и «Восходов» вселили в руководство всех уровней уверенность, что и впредь у нас дела в космосе будут успешно идти вперед. Отсюда и появление желания ускорить темп испытаний новых кораблей. А космические корабли получились гораздо сложней, чем предыдущей серии. Отношение к ним тоже должно было быть другим. Понимали ли мы, военные испытатели, это? Понимали, как и понимали представители промышленности, но и над ними довлела политическая составляющая: мы не должны были отдавать американцам завоеванного однажды приоритета в области исследования космоса. Принцип качелей, когда ты находишься в нижней точке, затем взлетаешь вверх, а затем следует неизбежная фаза падения, как нельзя лучше определяет принцип освоения космоса русскими и американскими специалистами. Но мы тогда уже свою верхнюю точку прошли, к сожалению. Нас ожидала фаза падения. Могли ли ее минимизировать наши партийные вожди? Элементарно просто, если бы не стремились любой ценой все время быть впереди американцев. И в технике, да и в повседневной жизни это невозможно. Нас, военных специалистов, еще в высших военных заведениях обучали умению анализа складывающейся обстановки и в целом с задачей справились, как по мне. Если взять любой справочник по ракетно-космической технике или Энциклопедию космонавтики, где четко можно было бы отследить хронологию, задачи и результаты запусков ракетно-космических систем, то у любого читателя, даже не искушенного в анализе, сложилось бы целостная картина успехов и неудач, как русских специалистов, так и американских. США также проваливались в выборе магистрального направления в освоения космоса, например, серьезно провалились в использовании долговременных орбитальных станций, как космических баз для исследования космоса. Возвращаясь к теме постоянного понукания главных конструкторов, и в первую очередь, С. Королева, да и других также, с целью получения сиюминутных политических выгод, у меня лично сложилось впечатление, что именно это и было одной из основных причин начала нашего отставания в освоении космоса. И Хрущев - самый яркий их представитель. Но и Хрущева в какой-то степени можно понять - он вынужден был идти на это, пытаясь создать в мире такой имидж СССР, который бы убеждал всех, что только социализм способен создать все условия для покорения космоса на основе развития науки и создания хорошего жизненного уровня у тогдашнего советского народа. Недаром заместитель министра общего машиностроения
генерал – лейтенант Тюлин после накачки
в ЦК КПСС вынужденно заявил руководству ОКБ – 1 и военному руководству полигона
Тюра-Там: « От нас ждут возобновления пилотируемых полетов еще в 1966 году. А
вместо Вас подарок к 49 годовщине Октября готовят американцы, которые объявили
о полете «Джемини – 12» в начале ноября. Мало того, к 50 годовщине Октября
поставлена задача пилотируемого облета Луны на корабле 7 К Л – 1, а в Был намечен срок
пуска беспилотного «Союза» - 26 ноября Командиром первого пилотируемого корабля был утвержден Владимир Комаров, а его дублером - Юрий Гагарин. Командиром второго корабля был назначен Валерий Быковский, его дублером - Андриян Николаев. Вместе с Быковским летели ( точнее, должны были лететь –Авт.) его два товарища по отряду – Алексей Елисеев и Евгений Хрунов, дублерами которых были Виктор Горбатко и Валерий Кубасов. Пуск первого корабля беспилотного «Союза» № 2, который был активным кораблем, прошел удачно. Пассивным (не совершающим самостоятельных маневров) кораблям присваивался нечетный номер. Уже была пора вывозить на старт второй «Союз» под номером «1». А результатов об устойчивой работе систем «Союза» № 2, запущенного первым, пока нет. Информация вскоре приходит, но она неутешительная: баки системы ДПО (двигателей причаливания и ориентации – Авт.) уже стали пустыми из – за интенсивной работы системы ДПО по гашению автоматикой вращения корабля. Стало окончательно ясно, что сближение двух «Союзов» будет делом невозможным, не говоря уже о стыковке их. Это была
серьезная неудача. Вот так появился
«Космос» – 133», вместо нового транспортного многоместного корабля «Союз». Выручала СССР «хитрая» серия кораблей
«Космос», которая начала свою активную работу
с марта А ракеты Р – 12 конструкции М. Янгеля после этой испытательной серии пусков уже в конце сентября, оказавшись на Кубе, превратятся для Америки в межконтинентальные, как кошмарный сон. Не надо думать, что у американцев на спине растут крылышки - они не безгрешны вовсе. США изобрели другой способ укрывать свои неудачные пуски, запустив в дело список удачных пусков, который они и публиковали. Пуск неудачный – зачем радовать своего противника, тем более нет такого списка неудачных пусков. А о запусках своих чисто военных спутников они объявляли с присущей военным США скромностью: пуск произведен в интересах министерства обороны США. Просто и со вкусом, такая вот виртуальная открытость во всем. Теперь следовало получить максимум сведений от телеметрии о работающих системах «Космоса – 133» уже, а не «Союза», и осуществить его посадку. А посадка у него не получилась только потому, что тормозной импульс оказался меньше расчетного, и траектория входа корабля в плотные слои атмосферы стала пологой, что увеличивало время вхождения корабля в плотные слои атмосферы. При такой траектории полета стала вероятной его посадка на чужой территории и система аварийного подрыва объекта (корабля) уничтожила «Космос – 133». Логика работа системы уничтожения корабля была безупречной. Точно так же работала аналогичная система у американцев в случае необходимости сохранения своей тайны. Мы не были в этом одиноки. Продолжение следует Всем, кто интересуется историей Космонавтики напомним, что ранее ИАП «Город-инфраструктура» опубликовал воспоминания Ивана Олейника - генерал-полковника, доктора технических наук, заслуженного деятеля науки и техники РФ, начальника космодрома «Плесецк» (в 1984-1991 гг.) о совместной работе с Генеральным конструктором - Генеральным директором КБ «Южное» Станиславом Конюховым. | |
Просмотров: 1077 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |